Распоряжение администрации Губернатора Астраханской области от 25.03.2015 N 12-РА "О методических рекомендациях органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по выявлению формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений и ликвидации их последствий"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГУБЕРНАТОРА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. № 12-РА

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ОРГАНАМ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ АСТРАХАНСКОЙ
ОБЛАСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФОРМИРУЮЩИХСЯ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЛИКВИДАЦИИ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

В соответствии с планом мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 1226-р:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по выявлению формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений и ликвидации их последствий (далее - методические рекомендации).
2. Управлению по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации Губернатора Астраханской области (Юнусов Р.И.) обеспечить направление методических рекомендаций главам муниципальных образований Астраханской области и размещение методических рекомендаций на официальном сайте администрации Губернатора Астраханской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Управление по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации Губернатора Астраханской области".
3. Управлению документационного обеспечения администрации Губернатора Астраханской области (Смолко П.Н.) обеспечить направление настоящего Распоряжения в агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области для официального опубликования не позднее трех дней со дня его подписания.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области руководствоваться настоящим Распоряжением при реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципальных образований Астраханской области.

Руководитель администрации
Губернатора Астраханской области
К.З.ШАНТИМИРОВ





Утверждены
Распоряжением администрации
Губернатора Астраханской области
от 25 марта 2015 г. № 12-РА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ФОРМИРУЮЩИХСЯ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ И ЛИКВИДАЦИИ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по выявлению формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений и ликвидации их последствий (далее - методические рекомендации) разработаны во исполнение плана мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 1226-р, и направлены на обеспечение единообразия подходов органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области к выявлению формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждению и действиям, направленным на ликвидацию их последствий.
1.2. Правовыми основаниями разработки методических рекомендаций являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации";
- Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии";
- Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 1226-р;
- Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.06.2007 № 57 "Об организации работы по проведению мониторинга в сфере межнациональных отношений";
- Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.10.2013 № 444 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий";
- Устав Астраханской области;
- Распоряжение Правительства Астраханской области от 01.03.2014 № 59-Пр "О постоянно действующей рабочей группе по реализации на территории Астраханской области Федерального закона от 22.10.2013 № 284-ФЗ";
- Распоряжение Правительства Астраханской области от 04.03.2014 № 70-Пр "О плане мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Астраханской области в 2014 - 2015 годах";
- Распоряжение администрации Губернатора Астраханской области от 09.07.2013 № 14-РА "Об экспертном совете по реализации информационной политики";
- иные правовые акты Российской Федерации и Астраханской области.
1.3. В настоящих методических рекомендациях используются следующие понятия:
- межнациональный конфликт - столкновение интересов двух и более этнических общностей, принимающее различные формы противостояния, в котором национальная принадлежность и национальные различия становятся доминирующей мотивацией действий;
- конфликтная ситуация в сфере межнациональных отношений - наличие скрытых противоречий и социальной напряженности, основанных на:
ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей граждан либо представляющих их интересы некоммерческих организаций;
искаженной и непроверенной информации;
неадекватном восприятии происходящих в обществе или отдельных социальных группах изменений, проецируемых на этническую или религиозную почву;
- этническая общность - общность людей, исторически сложившаяся на основе происхождения, территории, языка и культуры;
- государственная национальная политика Российской Федерации - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации, гармонизации межнациональных отношений и этнокультурного развития народов Российской Федерации;
- коренные народы Российской Федерации - народы, исторически проживающие в Российской Федерации, внесшие свой вклад в становление российской государственности;
- диаспоры - группы лиц, относящих себя к определенной этнической общности и находящихся вне исторической территории расселения.
1.4. Цель методических рекомендаций - оказание методической помощи органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Астраханской области (далее - орган местного самоуправления, муниципальное образование) по их участию в выявлении формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, в их предупреждении и ликвидации их последствий.
1.5. Задачами методических рекомендаций являются:
- разработка порядка осуществления мониторинга формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений;
- определение типовых мер предупреждения межнациональных конфликтов и единообразия порядка действий, направленных на ликвидацию последствий межнациональных конфликтов.

2. Выявление и предупреждение конфликтных ситуаций

2.1. С целью выявления конфликтных ситуаций главе муниципального образования рекомендуется осуществлять постоянный мониторинг состояния конфликтности в межнациональных отношениях, задачами которого являются:
- получение, обработка и анализ данных о состоянии межнациональных отношений, а также информации о деятельности общественных объединений, в том числе этнокультурных и казачьих, религиозных организаций, диаспор, национальных меньшинств и т.д.;
- своевременное выявление и прогнозирование процессов, происходящих в сфере межнациональных отношений.
2.2. Мониторинг направлен на:
- выявление конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений;
- предупреждение и ликвидацию последствий межнационального конфликта.
К конфликтным ситуациям, требующим оперативного реагирования со стороны органов местного самоуправления, относятся:
- публичные конфликтные ситуации между отдельными гражданами или их группами и представителями исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории муниципального образования;
- конфликтные ситуации между одной или несколькими этническими общностями либо представляющими их интересы некоммерческими организациями и хозяйствующими субъектами, деятельность которых затрагивает экологические и этнокультурные интересы населения;
- общественные акции протеста на национальной или религиозной почве;
- открытые (публичные) проявления национальной, расовой или религиозной нетерпимости, в том числе в средствах массовой информации.
2.3. Объектом мониторинга является деятельность, влияющая на состояние межнациональных отношений на территории Астраханской области:
- органов местного самоуправления;
- образовательных организаций;
- средств массовой информации;
- коммерческих организаций;
- некоммерческих организаций, представляющих интересы этнических общностей;
- казачьих обществ и общественных объединений казаков;
- религиозных организаций и религиозных объединений;
- групп лиц, представляющих интересы диаспор;
- отдельных лиц, активно распространяющих информацию по вопросам межнациональных отношений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2.4. Предметом мониторинга являются формирующиеся межнациональные конфликтные ситуации, а также процессы, воздействующие на состояние межнациональных отношений:
- экономические (уровень и сферы занятости населения, уровень благосостояния);
- политические (представительство различных этнических общностей в органах местного самоуправления, формы реализации политических прав);
- социальные (доступ к услугам, предоставляемым социальной инфраструктурой);
- культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей);
- иные процессы, которые могут оказывать воздействие на состояние межнациональных отношений.
2.5. Мониторинг рекомендуется проводить путем:
- сбора и обобщения информации об объектах мониторинга;
- проведения органами местного самоуправления целевых опросов общественного мнения, определяющих состояние межнациональных и межконфессиональных отношений;
- сбора и анализа оценок ситуации независимых экспертов в сфере межнациональных отношений;
- иных методов, способствующих выявлению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений.
2.6. В случае поступления информации о наличии скрытых противоречий и социальной напряженности, полученной в результате мониторинга, главе муниципального образования рекомендуется:
- установить связь с соответствующим органом местного самоуправления, с руководителями общественных объединений, в том числе этнокультурных и казачьих, религиозных организаций для выявления конфликтной ситуации;
- информировать управление по внутренней политике администрации Губернатора Астраханской области о наличии скрытых противоречий и социальной напряженности и действиях, предпринимаемых для их предотвращения (с момента возникновения конфликтной ситуации до ее полного урегулирования рекомендуется информировать ежедневно);
- утвердить план первоочередных мер по предупреждению возможной конфликтной ситуации и направить на место конфликтной ситуации представителя органа местного самоуправления;
- обеспечить взаимодействие со средствами массовой информации, в том числе посредством проведения пресс-конференций, распространения пресс-релизов, в целях разъяснительной работы, направленной на предотвращение публикации материалов, способных привести к развитию конфликтной ситуации;
- обеспечить взаимодействие с правоохранительными органами на территории муниципального образования и способствовать их привлечению к анализу и урегулированию ситуации;
- обеспечить взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти Астраханской области, участвующими в реализации государственной национальной политики, обеспечении правопорядка, национальной безопасности и сохранении стабильности на территории Астраханской области;
- проводить встречи с руководителями этнокультурных объединений, религиозных организаций, пользующимися авторитетом деятелями науки и культуры, общественными и политическими деятелями, руководителями иных организаций по вопросам формирующейся конфликтной ситуации;
- проводить внеочередные заседания координационных (консультативных) органов по вопросам межнациональных отношений, созданных при главе муниципального образования, с приглашением представителей заинтересованных исполнительных органов государственной власти Астраханской области.

3. Порядок действий органов местного самоуправления
в условиях конфликтной ситуации

3.1. В случае возникновения конфликтной ситуации главе муниципального образования рекомендуется:
- установить связь с органом местного самоуправления, на территории которого возникла конфликтная ситуация, руководителями правоохранительных органов на территории муниципального образования, руководителями заинтересованных общественных объединений, в том числе этнокультурных и казачьих, религиозных организаций, и выяснить обстоятельства развития ситуации;
- информировать управление по внутренней политике администрации Губернатора Астраханской области о возникновении конфликтной ситуации и действиях, предпринимаемых для ее предотвращения, а также руководителя администрации Губернатора Астраханской области или его заместителя о случившемся событии и действиях, предпринимаемых для локализации конфликтной ситуации и ликвидации ее последствий (с момента возникновения конфликтной ситуации до ее полного урегулирования рекомендуется информировать ежедневно);
- сформировать рабочую группу (комиссию) при главе муниципального образования для комплексного рассмотрения возникшей ситуации;
- выехать на место конфликтной ситуации;
- обеспечить при необходимости оперативное присутствие представителей исполнительных органов государственной власти Астраханской области.
3.2. В целях предотвращения искаженного информационного освещения конфликтной ситуации органам местного самоуправления рекомендуется:
- оперативно доводить до населения через средства массовой информации сведения о развитии ситуации и деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления по ликвидации конфликтной ситуации;
- организовать брифинги, пресс-конференции для средств массовой информации, радио- и телеинтервью представителей исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления.


------------------------------------------------------------------