Решение Астраханского областного суда от 19.03.2015 N 2-10/2015-М-15/2015 <О признании недействующим Положения о лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Губернатора Астраханской области от 29.12.2014 N 124, в части состава лицензионной комиссии>



АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. по делу № 2-10/2015-М-15/2015

Астраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хаировой Д.Р.,
при секретаре Лисицыной Ю.А.,
с участием прокурора Дюйсембеевой Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-10/2015 по заявлению Варжина А.Д. о признании недействующим в части Положение о лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами,

установил:

Постановлением Губернатора Астраханской области от 29 декабря 2014 года № 124 утверждено Положение о лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и ее состав, которое опубликовано в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области 29 декабря 2014 года № 62.
Варжин А.Д. обратился в суд с заявлением о признании недействующим Положения о лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в части состава лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Астраханской области.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что состав комиссии сформирован в нарушение требований статьи 201 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязательное участие в лицензионных комиссиях субъекта Российской Федерации не менее чем одной трети ее членов представителей саморегулируемых организаций, общественных объединений, иных некоммерческих организации. Нарушения выразились в несоблюдении требований к порядку формирования лицензионных комиссий, установленных Методическими указаниями о порядке формирования и деятельности лицензионных комиссий субъекта Российской Федерации по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными приказом Минстроя России от 28 октября 2014 года № 658/пр, Требованиями к членам лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными приказом службы жилищного надзора Астраханской области № 28-О от 5 декабря 2014 года, Порядком формирования лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию деятельности по управлению многократными домами, утвержденным приказом службы жилищного надзора Астраханской области № 27-О от 5 декабря 2014 года. Считает, что в результате несоблюдения нормативных требований к кандидатам, принципов открытости и публичности, его кандидатура как представителя общественного объединения Астраханской региональной общественной организации по защите прав потребителей "Союз Жителей" не включена в состав комиссии, о чем уполномоченным органом ему не дан мотивированный отказ.
Заявитель Варжин А.Д. в судебном заседании заявление поддержал и просил его удовлетворить.
Представители Губернатора Астраханской области Килочек Е.П., службы жилищного надзора Астраханской области Ватулев М.П. возражали против удовлетворения заявленных требований и просили отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Дюйсембеевой Э.М., полагавшей заявление об оспаривании нормативного правового акта в части подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8.5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных правоотношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Федеральным законом от 21 июля 2014 № 255-ФЗ с 1 сентября 2014 года внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, добавлен раздел Х "Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами", в соответствии с которым деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 201 Жилищного кодекса Российской Федерации субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации. Решением о создании лицензионной комиссии определяются состав лицензионной комиссии и порядок ее работы, назначается председатель лицензионной комиссии.
Частью 6 указанной нормы предусмотрено, что уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает методические указания о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" от 28 октября 2014 года № 1110 утверждены Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Положение о ведении реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций и Положение об осуществлении контроля за соблюдением требований к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами.
Для определения рекомендуемых подходов по формированию состава лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами и организации ее работы в субъекте Российской Федерации приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 658/пр утверждены Методические указания о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации по лицензированию детальности по управлению многоквартирными домами.
Во исполнение требований жилищного закона и в соответствии с Методическими указаниями Распоряжением Губернатора Астраханской области от 4 декабря 2014 года № 1075-р уполномоченным исполнительным органом государственной власти Астраханской области на проведение организационных мероприятий для формирования лицензионной комиссии Астраханской области для лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и организационно-техническое обеспечение ее деятельности определена служба жилищного надзора Астраханской области.
В соответствии с Распоряжением Губернатора Астраханской области от 4 декабря 2014 года № 1075-р служба жилищного надзора Астраханской области утвердила Приказом от 5 декабря 2014 года № 27-О Порядок формирования лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, Приказом от 5 декабря 2014 года № 28-О Требования к членам лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, Приказом от 5 декабря 2014 года № 29-О Порядок размещения на официальном сайте службы жилищного надзора Астраханской области информации о поданных заявлениях лицами, претендующими на включение в состав лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Данные приказы опубликованы в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области от 11 декабря 2014 года № 58.
После окончания формирования лицензионной комиссии Постановлением Губернатора Астраханской области от 29 декабря 2014 года № 124 утверждены Положение о лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определяющего полномочия, функции и порядок осуществления деятельности лицензионной комиссии Астраханской области и ее состав.
Постановление опубликовано в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области 29 декабря 2014 года № 62.
Проверяя доводы заявителя о нарушении порядка формирования состава лицензионной комиссии, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 201 Жилищного кодекса Российской Федерации в составе лицензионной комиссии не менее чем одна треть ее членов должна быть представлена саморегулируемыми организациями, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, указанными в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса.
Частью 8 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 Требований к членам лицензионной комиссии, утвержденных Приказом службы жилищного надзора Астраханской области от 5 декабря № 28-О, количество членов комиссии составляет 11 человек.
Пунктами 2.1 и 2.3 Требований установлены общие (высшее образование) и специальные (наличие ученой степени, преподавательский стаж не менее 3-х лет, занимаемая должность) требования к кандидатам в члены комиссии.
В пункте 2.2 данного нормативного правового акта содержатся обстоятельства, препятствующие включению кандидата в состав комиссии: неснятая или непогашенная судимость, нахождение на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере, брак или близкое родство с руководителем службы.
Приказом службы жилищного надзора Астраханской области от 16 декабря 2014 года № 35-О "О внесении изменений в приказ № 28-О от 05.12.2014 "Об утверждении требований к членам лицензионной комиссии" установлено, что кандидатами в члены комиссии могут быть представители: а) общественных объединений, иных некоммерческих объединений - 4 члена; б) органов государственной власти Астраханской области - 3 члена; в) службы жилищного надзора Астраханской области - 2 члена; г) общественной палаты Астраханской области, высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в сфере управления многоквартирными домами - 1; д) совета муниципальных образований Астраханской области - 1.
Пунктом 1.2 Порядка формирования лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Приказом от 5 декабря 2014 года № 27-О, установлен срок формирования комиссии с 5 декабря 2014 года по 19 декабря 2014 года.
В соответствии с пунктами 1.4, 1.5, 2 названного Порядка заявление о включении в состав лицензионной комиссии подается в письменной форме на имя Губернатора Астраханской области непосредственно в службу жилищного надзора Астраханской области с приложением следующего перечня документов: а) копия диплома о высшем образовании кандидата; б) копии документов о дополнительном образовании или переподготовки в сфере жилищно-коммунального хозяйства кандидата (при наличии); в) копия диплома о присуждении ученой степени - для представителей высших учебных заведений; г) копия приказа (распоряжения) работодателя о приеме на работу в организацию, представителем которого является кандидат; д) копии документов, подтверждающих наличие необходимого стажа работы (копия страниц трудовой книжки или копия приказов (распоряжений) о приеме на работу); е) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц для кандидатов, являющихся представителем саморегулируемых организаций; ж) рекомендательное письмо ассоциации (союза) саморегулируемых организаций, уставная деятельность которых связана с управлением многоквартирными домами - для кандидатов, являющихся представителями саморегулируемых организаций (при наличии); з) документ, подтверждающий объединение в составе саморегулируемой организации в сфере управления многоквартирными домами не менее 25 юридических лиц, осуществляющих функции по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов; и) документ, подтверждающий наличие в составе членов некоммерческой организации представителей не менее 70% муниципальных районов и городских округов Астраханской области - для представителей общественных и иных некоммерческих организаций.
Заявление и прилагаемые к нему документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема заявления и документов в день приема вручается кандидату или направляется в электронной форме, в случае получения соответствующего согласия кандидата (пункт 2.1 Порядка).
Информация о поданных заявлениях лицами, претендующими на включение в состав лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию предпринимательской деятельности, подлежит размещению на официальном сайте службы жилищного надзора Астраханской области в соответствии с Порядком размещения на официальном сайте службы информации о поданных заявлениях лицами, претендующими на включение в состав лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Приказом службы жилищного надзора Астраханской области от 5 декабря 2014 года № 29-О.
Согласно пункту 1.4 Порядка размещения на официальном сайте информация для размещения должна обладать полнотой, актуальностью и достоверностью, а также соответствовать требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, в период с 5 декабря 2014 года по 19 декабря 2014 года службой жилищного надзора Астраханской области принято 14 заявлений от кандидатов в члены лицензионной комиссии. Указанные заявления зарегистрированы, приняты к рассмотрению, итоговый список размещен на сайте службы жилищного надзора и направлен для утверждения Губернатору Астраханской области.
Согласно списку поступивших заявлений, размещенных на сайте службы жилищного надзора, указаны следующие кандидаты: представитель Правительства Астраханской области ФИО10, представители Министерства ЖКХ Астраханской области ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, представитель администрации Астраханской области ФИО15, представитель муниципального казенного учреждения "Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района" ФИО16, представители некоммерческих организаций ФИО17, ФИО18, представители учебных заведений ФИО19, ФИО20, ФИО21, представители общественных организаций Варжин А.Д., ФИО22
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка размещения на официальном сайте службы информации о поданных заявлениях лицами, претендующими на включение в состав лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Приказом службы жилищного надзора Астраханской области от 5 декабря 2014 года № 29-О, на сайте указаны дата и место рождения кандидата, наименование организации, представителем которой является кандидат, уровень образования, стаж работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и дата подачи заявления с прилагаемыми к нему документами.
19 декабря 2014 года итоговый список кандидатов в члены Комиссии направлен Губернатору Астраханской области для утверждения.
В связи с обращением большего количества соискателей, соответствующих установленным требованиям, чем может быть включено в состав комиссии, с учетом установленных квот, состав комиссии сформирован из числа лиц, подавших заявление и прилагаемые к нему документы, раньше по сроку, как предусмотрено пунктом 2.6 Приказа службы жилищного надзора Астраханской области от 16 декабря № 35-О "О внесении изменений в приказ № 28-О от 05.12.2014 "Об утверждении требований к членам лицензионной комиссии".
В состав комиссии не вошли представители Астраханской региональной общественной организации по защите прав потребителей "Союз жителей" Варжин А.Д., ФИО22, представитель высшего учебного заведения ФИО21
В качестве представителей общественных организаций и иных некоммерческих объединений в состав лицензионной комиссии включены 4 члена: ФИО18 - помощник руководителя фракции "Справедливая Россия" в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации ФИО25 член Астраханской региональной общественной организации по защите прав потребителей "Союз жителей"; ФИО15 - руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Астраханской области "ЖКХ Контроль; ФИО23 - член общественного совета молодых специалистов при министерстве жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, преподаватель федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Астраханский государственный технический университет" кандидат технических наук, доцент; ФИО17 - член общественного совета по предпринимательству при Губернаторе Астраханской области, директор некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области".
Суд, исследовав заявления кандидатов в члены лицензионной комиссии, описи, приложенные к ним документы, выслушав показания свидетеля ФИО23, приходит к выводу, что при подаче кандидатами документов в члены лицензионной комиссии требования о предоставлении полного комплекта документов в соответствии с установленным перечнем, указанным в пункте 2 Порядка формирования лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Приказом от 5 декабря 2014 года № 27-О, не выполнены.
Так, в нарушение подпункта "г" пункта 2 Порядка формирования лицензионной комиссии Астраханской области лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами членами общественных организаций ФИО18, ФИО23 не представлены копия приказа (распоряжения) работодателя о приеме на работу в организацию, представителем которого являются данные кандидаты. В материалах дела имеются приказы о приеме указанных представителей на работу в иные организации.
Согласно Постановлению Губернатора Астраханской области от 29 декабря 2014 года № 124 в составе лицензионной комиссии ФИО18 указан как помощник руководителя фракции "Справедливая Россия" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ФИО24, член Астраханской региональной общественной организации по защите прав потребителей "Союз жителей". Однако приложенная к заявлению копия приказа о приеме на работу свидетельствует о замещении ФИО18 должности директора НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов". Член комиссии ФИО23 указан как представитель общественного совета молодых специалистов при министерстве жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, преподаватель федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Астраханский государственный технический университет". Между тем, в подтверждение осуществления трудовой деятельности в данной общественной организации, ФИО23 представлена копия приказа о приеме на работу в Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Астраханской области.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии сведений, заявленных кандидатами в члены лицензионной комиссии, сведениям, указанным и опубликованным на сайте службы жилищного надзора Астраханской области.
Суд считает нарушением требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на полноту представленных сведений, не предоставление каждым представителем общественных и иных некоммерческих организаций (ФИО18, ФИО23, ФИО15, ФИО17) документа, подтверждающего наличие в составе членов некоммерческой организации представителей не менее 70% муниципальных районов и городских округов Астраханской области.
При приеме документов кандидатов службой жилищного надзора Астраханской области в нарушение пункта 2.2 Требований к членам лицензионной комиссии, утвержденных Приказом службы жилищного надзора Астраханской области от 5 декабря № 28-О, не проверены обстоятельства, препятствующие включению кандидата в состав комиссии, приложенные к заявлению документы такие сведения не содержат.
Согласно пункту 4 Порядка формирования лицензионной комиссии Астраханской области, утвержденного Приказом службы жилищного надзора Астраханской области от 5 декабря 2014 года № 27-О, отсутствие на момент завершения приема документа полного комплекта необходимых документов, либо оформленных с недостатками, является основанием для отказа во включении в состав комиссии.
Поскольку в судебном заседании установлен факт предоставления кандидатами ФИО18, ФИО23, ФИО15, ФИО17 документов, оформленных с нарушением требований закона, суд приходит выводу о том, что у службы жилищного надзора не было правовых оснований включать указанных лиц в состав лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами.
При таких обстоятельствах, утвержденный Губернатором Астраханской области состав комиссии не соответствует положениям жилищного законодательства о формировании лицензионной комиссии, в связи с чем Положение о лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и ее состав, утвержденные Постановлением Губернатора Астраханской области от 29 декабря 2014 года № 124, подлежит признанию в части недействующим.
Доводы представителя Губернатора Астраханской области о том, что оспариваемая норма не нарушает права заявителя, являются несостоятельными.
Частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, считающих, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из материалов дела следует, что Варжин А.Д. при обращении в суд с заявлением указал о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом в части состава лицензионной комиссии его права как кандидата от Астраханской региональной общественной организации по защите прав потребителей "Союз жителей", подавшего заявление и претендующего на включение его кандидатуры в состав комиссии.
Принимая во внимание, что в сформированный состав лицензионной комиссии представитель общественной организации Варжин А.Д. не включен, суд считает, что заявитель вправе оспаривать Положение о лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в указанной части в порядке статей 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о нарушении его прав неполучением мотивированного ответа об отказе во включении в состав лицензионной комиссии не могут являться предметом рассмотрения в порядке нормоконтроля, что не исключает право заявителя на обращение в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацам 3, 4 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Поскольку Положение о лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с 1 января 2015 года применялось на территории Астраханской области, и на ее основании были реализованы права соискателей лицензии по сдаче квалификационных экзаменов для получения лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, то суд приходит к выводу о том, что данный нормативный акт в оспариваемой части следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщение о данном решении подлежит опубликованию в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Астраханский областной суд

решил:

заявление Варжина А.Д. о признании недействующим в части Положение о лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами удовлетворить.
Признать Положение о лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и ее состав, утвержденные Постановлением Губернатора Астраханской области от 29 декабря 2014 года № 124, в части состава лицензионной комиссии Астраханской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Астраханской области недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Астраханский областной суд.


------------------------------------------------------------------